МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ
КАК РАБОТАТЬ С ТАКИМИ ДЕТЬМИ НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ
Логопедическая работа с не говорящими детьми, строится поэтапно. Результативность зависит от целевой установки, обоснованности речевых умений, которыми ребенок должен овладеть на данном этапе, эффективности путей средств, методов логопедического воздействия.
Логопедическая работа с детьми, имеющими моторную алалию, опирается на онтогенетическую последовательность речевого развития по А. Н. Гвоздеву:
- однословное предложение;
- предложение из слов корней;
- первые формы слов;
- усвоение флексий;
- усвоение предлогов;
- наличие развернутой фразовой речи с проблемами в формировании лексики, грамматики, фонетики.
Первый этап логопедической работы соотносится с 1 уровнем ОНР и длится примерно до появления фразовой речи.
Основные задачи:
- Формирование мотивационной основы речевой деятельности
- Воспитание речевой и психической продуктивной активности ребёнка
- Развитие импрессивной речи (восприятие и понимание речи)
- Формирование активного словаря, доступного пониманию и воспроизведению
- Формирование первоначального навыка общения в различных ситуациях (поддержание элементарного диалога)
- Совершенствование неречевых процессов.
Ключевое внимание уделяется смысловой стороне речи, неправильное произношение допустимо. Первоначальный шаг – установление эмоционального контакта с ребенком, создание доброжелательной атмосферы.
Направления работы:
- Совершенствование понимания обращенной речи. Необходимо дать знания о глагольных формах, их дифференциации – дотянуть понимание до предикативного уровня
- Расширение импрессивного словаря проводится по лексическим темам «Игрушки», «Части тела и лица», «Предметы обихода», «Животные». Основные приемы работы – показ, демонстрация, инструкция, вопрос (после знакомства с предметом: «Покажи, где..?»)
- Пассивный глагольный словарь должен состоять из названий действий, которые совершают близкие ребенка и он сам. Обязательно обеспечиваем связь – глагол + существительное. Учим дифференцировать элементарные грамматические формы, понимание вопросов косвенных падежей.
- Совершенствование неречевых процессов с помощью выполнения различных невербальных (без использования слов) заданий:
- Формирование контрастных величин (большой, маленький, средний);
-
Обучение ориентировке в пространстве, а позже и во временах года;
- Понятие об основных цветах;
- Понятие о форме;
- Слуховое внимание и восприятие (где спрятался колокольчик?);
- Совершенствование памяти (чего не стало);
- Мыслительные операции (четвертый лишний, разрезные картинки, доски Сегена);
- Активизация речевого подражания начинается с подражания действиям, движениям, интонации. Рекомендуется использовать потешки, пальчиковую гимнастику, двигательно-речевые миниатюры.
- Формирование доступного активного словаря. Вызываются звукоподражания и аморфные слова. Необходимо при первой же возможности комбинировать слова во фразу
Итог первого этапа: расширение кругозора и представлений об окружающем мире. Умение поддерживать на доступном уровне диалог, первые попытки комбинирования слов, владение элементарным активным словарем.
ИСТОЧНИКИ:
http://logomamik.ru/metodika-logopedicheskoy-rabotyi-pri-motornoy-alalii.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий